ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО"Воскресенье, 19.05.2024, 17:28

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГТ и ФГОС [2]
Опыт реализации ФГОС начального общего образования. [15]
Управленческие аспекты введения ФГОС общего образования [2]
Подготовка к введению ФГОС основного общего образования [3]
Роль ИКТ в реализации деятельностной модели обучения [1]
Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования на муниципальном уровне [4]

Наш опрос
Какие условия обеспечения введения ФГОС ОО, на Ваш взгляд, являются наиболее проблемными в РК
Всего ответов: 34

Форма входа

Главная » Статьи » Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования на муниципальном уровне

Методическое сопровождение введения ФГОС НОО в муниципальном районе «Сысольский»
   Отправной точкой в деятельности муниципальной методической службы в вопросах введения в школах района с 1 сентября 2011 года ФГОС НОО  стало посещение заведующим методическим кабинетом, методистом по учебной работе,  методистом по воспитательной работе в марте  2010 года  на базе ГАОУ ДПО (пк) с РК КРИРО  бюджетных проблемных курсов  по модульным образовательным программам «Стратегические направления модернизации современного  начального образования на этапе внедрения ФГОС», «Управление образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС». Курсы помогли осознать методистам, прежде всего заведующему, что с введением ФГОС необходимо грамотно  спроектировать и организовать методическую работу с педагогами начальной школы, с заместителями директоров основной и средних общеобразовательных учреждений, с директорами школ-садов муниципалитета. Итогом  методической деятельности за 2010-2011 учебный год  должны  были стать утверждённые в школах района к 1 сентября 2011 года  Основные образовательные программы начального общего образования. 
   Перед муниципальной методической службой   на этапе подготовки к введению в школах района  ФГОС НОО поставлены определённые  задачи: выявить затруднения, потребности и образовательные запросы педагогов; обеспечить педагогов необходимыми методическими и информационными ресурсами; создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач введения ФГОС НОО; организовать методические мероприятия с педагогами с использованием новых форм работы; способствовать вовлечению в разработку школьной основной образовательной программы начального общего образования всех педагогов начального звена;  выявлять и обеспечить трансляцию  наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов. В то же время методисты столкнулись с рядом проблем: затруднения вызвали при разработке практически все подпрограммы ООП НОО, в особенности программа формирования УУД, программа системы оценки планируемых результатов освоения ООП НОО, комплексный подход к оценке образовательных результатов школьников; у методистов отсутствовал практический опыт  организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. 
Назрела необходимость в оказании методической помощи педагогам, членам администраций в грамотном прочтении, осознании большого объёма документов и в разработке школьной основной образовательной программы. Проведение районных семинаров в целях ознакомления слушателей с теоретическим материалом или индивидуальные консультации по отдельным запросам не давали возможности дойти до каждого учителя, своевременно помочь разрешить профессиональные затруднения, создать условия для профессионального роста. Поэтому следующим организационным шагом  стала совместная разработка методическим кабинетом и членами администраций школ плана-графика методических мероприятий на второе полугодие 2010-2011 учебного года (первое полугодие методисты были перегружены аттестацией педагогов).
При разработке плана-графика методической работы учитывались  следующие факторы: наиболее типичные затруднения педагогов; короткий временной промежуток (второе полугодие учебного года); пошаговый алгоритм методических действий; построение методической работы на принципах деятельностного подхода; чёткое распределение полномочий среди методистов и педагогов;  разный уровень готовности педагогов; работа с разными категориями педагогов; охват методической деятельностью всех  учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей образовательных учреждений; определение базового образовательного учреждения; промежуточный контроль разработки школьной основной образовательной программы.
 Следует отметить, что на разработку плана-графика ушло достаточно много времени: каждое мероприятие согласовано с учителями, обсуждены с заместителями директоров по учебной и воспитательной работе темы  методической работы в районе, темы  методической работы в школе. Было принято совместное решение, что все районные мероприятия проводятся на базе Визингской сош, все заседания проводятся в деятельностной форме, ведётся подготовительная, консультационная работа  к участию в методических мероприятиях всеми заинтересованными педагогами и выполняются в срок домашние задания. Например: по итогам семинара   с заместителями директоров по учебной и воспитательной работе, с руководителями школ-садов «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО. Методическое сопровождение организационно-управленческой деятельности руководителей ОУ по введению ФГОС». от 24 ноября 2010 года дано домашнее задание: 1) разработать и утвердить школьные Положения о совете и рабочей группе, копию направить в методический кабинет до 14 января 2011 года; 2) на школьных, кустовых методических заседаниях, педагогических советах в учебном году изучить системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, активные формы обучения; 3) разработать проект школьного базисного образовательного плана до 24 января 2011 года, проект направить в методический кабинет. По итогам семинара «Формирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»  -  1) разработать во всех школах  программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования до 10 марта 2011 года; 2) начать разрабатывать школьную ООП: пояснительную записку, учебный план, планируемые результаты, программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. В конце каждого семинара  педагоги имели возможность  получить  в электронном варианте теоретический материал по теме семинара,  материалы из опыта работы коллег, проекты разработанных подпрограмм  школьной основной образовательной программы.
 Соблюдение единого плана-графика привело к поэтапной разработке с января по июнь 2011 год  во всех школах района своих основных образовательных программ.  Каждый педагог был ответственен не только за поэтапную разработку школьной основной образовательной программы, но и за качественное выступление, подготовку материалов, в том числе подпрограмм к районным, школьным методическим мероприятиям.

При методическом сопровождении введения ФГОС НОО сохраняется вертикальная связь, так как муниципальная методическая служба является координатором всех действий, но значительно расширяются    горизонтальные связи. Работают творческие группы во всех школах, проходят кустовые  методические встречи учителей начальных классов.  Кусты разбиты по территориальному принципу, в кусте есть своя базовая средняя школа, кстати, все они являются школами-миллионерами: МОУ «Визингская сош», МОУ «СОШ» пст. Первомайский, МОУ «СОШ» с. Пыёлдино, МОУ «СОШ» с. Куратово. В итоге педагоги эффективно участвуют в сетевом взаимодействии. К тому же практика показала, что тесно взаимодействуют друг с другом учителя и руководители малокомплектных школ-садов. 
При содержательном моделировании методического сопровождения введения ФГОС НОО включается вся муниципальная система образования и каждый педагог в отдельности. Чётко прослеживаются три принципа организации методической работы. Принцип «зоны ближайшего развития» раскрывается через изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС НОО, оказание помощи педагогу  в осознании своих профессиональных трудностей и проблем,  составление программы или плана профессионального роста педагога, контроль реализации программы и её корректировку. При этом продуктивным является сотрудничество не только педагога с педагогом, но и методиста с педагогом, когда в условиях нововведений методические продукты (например: школьная основная образовательная программа) появляются на основе совместного проектирования деятельности и её реализации.  Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы заключается в определении наиболее востребованного содержания и форм  методической работы, в предоставлении каждому педагогу возможности выбирать способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных формах методической работы и повышения квалификации. В условиях внедрения ФГОС НОО срабатывает и принцип стимулирования творческого роста педагогов через проявление сильных сторон, показ образца решения проблемы для своих коллег, разработку положений о конкурсах творческой деятельности педагогов, поддержку и поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем.
                      В ходе содержательного моделирования на муниципальном уровне  методического сопровождения введения ФГОС НОО  удалось выработать пошаговый алгоритм деятельности методистов, педагогов, заместителей директоров, руководителей школ-садов;   привлечь к разработке ООП НОО всех педагогов начальной школы, где с 1 сентября 2011 года есть первые классы;  смотивировать к внесению в свою работу необходимых  изменений и привлечь к методической работе по данному направлению всех учителей начальных классов района;  разработать план-график с учётом рационального использования времени;  провести мониторинг готовности педагогов к введению ФГОС НОО и выявить проблемы, сильные и слабые стороны, профессиональные потребности; обеспечить информационно-методическими материалами все школы района; дать возможность сравнить свой опыт с наиболее успешными практиками своих коллег; организовать трансляцию лучшего опыта работы педагогов через проведение продуктивных форм методической работы; создать условия для непрерывного профессионального педагогического  образования и продуктивной методической работы; обозначить стимулирующую роль методической работы.  
У муниципальной методической службы в рамках первой ступени обучения расширился круг взаимодействия с  субъектами муниципальной системы образования: к постоянным субъектам (учитель начальных классов, руководитель школы, заместитель руководителя) добавились новые субъекты (воспитатель группы продлённого дня, школьный библиотекарь, руководитель учреждения дополнительного образования детей, педагог дополнительного образования, специалист учреждения культуры). 
Важнейшими условиями в реализации плана-графика явились организация совместной деятельности, чёткое разграничение обязанностей между субъектами муниципальной системы образования, соблюдение сроков,  подготовительная работа к методическим мероприятиям и выполнение домашнего задания, разработка индивидуального плана методической работы субъектом, в том числе повышение профессионального уровня методистом. Сетевое взаимодействие, осуществляемое и по вертикали, и по горизонтали, обеспечивает целостность единого методического пространства во внедрении новых стандартов. При этом каждый узел сети имеет собственное содержание деятельности относительно общей проблематики, собственные ресурсы для осуществления деятельности. Методист  может осуществить эффективное методическое сопровождение введения ФГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода, на основе выявления затруднений и оказания оперативной методической поддержки педагогу. Таким образом, и у методиста, и у педагога развитие профессиональной компетентности симультанно, то есть слитно, неразрывно с профессиональной деятельностью. Важно не столько  количество проведённых методических мероприятий, а содержательность,  практическая направленность и полезность мероприятий  для педагогов с разным уровнем готовности  к введению ФГОС НОО. Для того чтобы учесть все вышеперечисленные факторы, нужно не просто планировать, необходимо проектировать методическую работу так, чтобы можно было эту работу контролировать периодически и своевременно выявлять возможные проблемы. 


Источник: https://docs.google.com/document/pub?id=1WRczpN3jYErc78x9awq90qGDcUkoADu0fBtSPyLO50o
Категория: Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования на муниципальном уровне | Добавил: Валентина (10.11.2011)
Просмотров: 2808 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


КРИРО © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz