Одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Неоспоримым преимуществом новых стандартов является их ориентация на результат образования и нормативное закрепление требований к условиям реализации образовательных программ. Это требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом, включающим проведение ряда мероприятий, в том числе на муниципальном уровне, по созданию нормативного, организационного, кадрового обеспечения и системы информационно-методического сопровождения введения ФГОС. Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность этого процесса, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС. Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности образовательных учреждений и муниципальных методических служб, нового содержания повышения квалификации кадров. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования в муниципальном образовании городского округа «Усинск» осуществляется на основе: реализации программы республиканской опорной методической площадки «Методическое сопровождение внедрение ФГОС НОО в ОУ до 2014 года» (утверждена приказом КРИРО №40-од от 03.03.2011г. "О работе опорно-методических площадок в 2011г."); реализации планов методического сопровождения образовательных учреждений муниципалитета по подготовке к введению стандарта в соответствии с «Планом-графиком введения ФГОС НОО в систему образования Республики Коми» до 2015 годам (утвержден приказом управления образования); сетевого взаимодействия участников процесса введения ФГОС НОО на базе консультационного пункта ИМК управления образования, муниципальной пилотной площадки МОУ «Начальная общеобразовательная школа №7», ГМО учителей начальных классов, в рамках постоянно действующих семинаров для директоров, заместителей директоров, курирующих начальное общее образование, учителей начальных классов. Эффективность созданной многоуровневой системы методического сопровождения введения ФГОС обусловлена использованием лучшего опыта применения сетевых и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих скоординированность и слаженность действий всех организаторов и участников процесса введения Стандарта, наличие между ними постоянной прямой и обратной связи. При подготовке к введению ФГОС в образовательных учреждениях была организована работа методических кафедр и объединений учителей начальных классов, рабочих и творческих групп по изучению и разработке ООП НОО. В образовательных учреждениях проведены педагогические советы и производственные совещания по ознакомлению и обсуждению особенностей нового стандарта, организации и технологического обеспечения учебного процесса, новых результатов образовательной деятельности. В школах муниципалитета в целях обеспечения участия общественности в проектировании и реализации основной образовательной программы были задействованы средства социальной рекламы, организованы собрания для родителей будущих первоклассников, заседания попечительских, управляющих советов, Советов школы. С сентября 2011 года эта работа направлена в русло сопровождения реализации основных образовательных программ. В целях обеспечения своевременного повышения квалификации по вопросам введения ФГОС НОО была организована работа по участию руководителя и специалистов управления образования, руководителей и заместителей образовательных учреждений в республиканских и федеральных семинарах и курсах повышения квалификации: по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (в г. Санкт-Петербург); по созданию информационно-образовательной среды, способствующей внедрению ФГОС (дистанционный вебинар в АПКиППРО, Москва); по оценке результатов обучающихся в условиях перехода на ФГОС начального общего образования (на базе г.Усинска); по управлению качеством образования в условиях перехода на ФГОС (республиканский семинар). Для учителей начальных классов, принимающих 1-е классы с 2011 года, на базе города были организованы и проведены проблемные курсы по программе «Современные педагогические технологии в процессе воспитания и обучения младших школьников в условиях перехода на ФГОС». В ходе работы по методическому сопровождению введения ФГОС на муниципальном уровне, в рамках реализации сетевого взаимодействия участников процесса, работы республиканской ОМП были решены следующие задачи: организовано информационное, методическое, аналитико-диагностическое сопровождение по подготовке к внедрению ФГОС НОО, разработке основной образовательной программы начального общего образования; создан механизм гибкого реагирования муниципальной методической службы на актуальные запросы школ, школьных команд и отдельных педагогов по вопросам введения ФГОС; создана единая информационно-образовательная среда муниципальной службы образования как важнейшее условие и средство формирования новой системы образования; сформирована готовность педагогических работников подведомственных образовательных учреждений к внедрению и реализации ФГОС. В рамках ОМП продолжается работа по реализации трех проектов: Проект «Система деятельности ИМК управления образования в условиях внедрения ФГОС», целью которого является разработка и реализация системы методического и организационного сопровождения внедрения и реализации ФГОС образовательными учреждениями муниципальной системы МО «Усинск»; сроки реализации: январь 2011г. – июль 2012г. Проект «Методическое сопровождение проектирования и апробации ООП НОО в контексте нового стандарта», целью которого является обеспечение необходимой консультационно-методической поддержки деятельности МО ГО «Усинск» по проектированию ООП НОО; сроки реализации: январь 2011г. – июнь 2014г. Проект «Управление новой школой по результатам обучения младших школьников», целью которого является организация методического и аналитико-диагностического обеспечения деятельности ОУ по проблемам оценки изменений в условиях реализации ООП; сроки реализации: январь 2011г. – июнь 2014г. В целях повышения мотивации профессионального развития педагогов на уровне муниципалитета используются различные механизмы: стимулирование в рамках НСОТ и действующей муниципальной целевой программы «Развитие образования на территории МО ГО «Усинск» на 2010-2012 годы»; торжественный Прием главы МО ГО «Усинск» лучших педагогов; размещение фотографий лучших учителей на городских баннерах; публикации в местных средствах массовой информации, в том числе на сайте управления образования и на официальном сайте администрации МО ГО «Усинск». Анализ проведенной работы показал, что продуманная и созданная система методического сопровождения процессов и субъектов внедрения ФГОС и на муниципальном уровне, и на уровне образовательных учреждений помогла предотвратить появление каких-либо больших проблем, а в возникающих затруднениях быстро находить эффективное решение. Очевидно, что только при грамотном и целенаправленном выстраивании организационно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС на муниципальном уровне технологически возможно обеспечить выход системы образования МО «Усинск» на новый качественный уровень ее функционирования.
Источник: https://docs.google.com/document/pub?id=1VHl3Bnkn3zH1nnXwPb3YvqhJSG37dySqm4_a0kHk0ZU |