ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО"Воскресенье, 19.05.2024, 18:25

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГТ и ФГОС [2]
Опыт реализации ФГОС начального общего образования. [15]
Управленческие аспекты введения ФГОС общего образования [2]
Подготовка к введению ФГОС основного общего образования [3]
Роль ИКТ в реализации деятельностной модели обучения [1]
Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования на муниципальном уровне [4]

Наш опрос
Какие условия обеспечения введения ФГОС ОО, на Ваш взгляд, являются наиболее проблемными в РК
Всего ответов: 34

Форма входа

Главная » Статьи » Подготовка к введению ФГОС основного общего образования

Подготовка к введению ФГОС ООО: модели интеграции основного и дополнительного образования
В современных динамично меняющихся условиях развития образования особую роль приобретает осмысление места и миссии воспитания. 
Снижение мотивации к обучению уже на этапе перехода из младшей школы на среднюю ступень, глобальные нарушения коммуникативного компонента развития учащихся, несоответствие значительной части школьников современным требованиям времени – все это рождает  необходимость воспитания, поставленного во главу угла новой школы. 
Не знания, умения и навыки, а умение учиться и организовывать свою учебную деятельность, не воспитывающая функция учебного заведения, а уклад школьной жизни теперь становятся значимыми в современном образовательном пространстве. 
Стремясь соответствовать образовательным запросам современности, воспитательная деятельность образовательных учреждений впервые со времен основания системы отечественного всеобуча нормативно закреплена в стандарте образования как ведущая деятельность школы. Именно воспитанию в человеке гражданина и патриота,  творческого и компетентного, высоконравственного и укорененного в культурных традициях, ответственного за свои поступки и принимающего судьбу Отечества как свою личную, -  школа должна уделять особо пристальное внимание. И происходить это должно не формально, а насыщая соответствующим настроем и работой содержание каждого учебного предмета и внеучебного занятия. Из проблем, возникающих в ученическом коллективе, педагог должен уметь моделировать учебную ситуацию, создавая таким образом атмосферу не критики и осуждения, а развития и успешной деятельности учащихся. 
Приведем актуальный для нашего времени пример: на урок приходит ученик с неадекватном учебной деятельности внешним видом (в вызывающей одежде, с раскрашенным черной краской лицом и т.п.). Выставить такого ученика на дверь или заставить пойти домой переодеться мы не можем ни по закону, ни по логике воспитательной деятельности, которая адресует нас к созданию ситуации успеха для каждого учащегося. Но что нам делать? Ответ заложен в современной воспитательной концепции, которая призывает нас моделировать из любой педагогической проблемы учебную ситуацию. Так, в подобной ситуации, можно организовать классный час на тему изучения устава школы и написания на его основе общепринятых ребятами правил класса. При этом педагогу важно, чтобы для детей эта деятельность стала личностно-значимой. Поэтому, во-первых, участие педагога в данной деятельности будет минимальным. А во-вторых, по результатам проведенной работы каждый ученик пусть поставит свою подпись под совместно выработанными правилами, в том числе и внешнего вида. Так абстрактный для учащихся устав школы станет личностно-принятым документом для каждого ученика.
С момента официального возникновения в 1992 году дополнительное образование не только сумело доказать свое право на существование, но и заставить громоздкую систему общего образования оценить бесспорные плюсы различных специфических черт, наделяющих эту область общего образования детей. Так, очевидной стала ведущая роль дополнительного образования в профориентации учащихся, в мотивировании их на познавательную деятельность, в развитии личностных качеств детей. 
Анализ ситуации показал, что дело здесь в том, что познавательная деятельность в рамках дополнительного образования строится на добровольной основе исходя из запросов детей и ориентируется на деятельность «до результата» и индивидуальный образовательный маршрут учащихся. Общее образование берет это на заметку и разрабатывает концепции личностно-ориентированного урока и системно-деятельностного подхода в обучении, параллельно разрабатывая механизмы интеграции дополнительного образования в основное общее как способ реализации воспитательной составляющей ФГОС. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Согласно Федеральным «Методическим материалам по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» внеурочная деятельность может осуществляться через несколько основных типов организационных моделей:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня» (реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня);
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, что предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами);
инновационно-образовательная модель (опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности).
Согласно специфике нашего региона, сотрудниками Коми республиканского института развития образования на основе настоящих моделей были разработаны следующие модели интеграции дополнительного и общего образования:
Модель «Школа – социокультурный центр»: сотрудничество ОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и другими социальными партнерами.
Модель «Школа – единое образовательное пространство»: центр дополнительного образования включен в общеобразовательное учреждение как самостоятельное юридическое лицо.
Модель «Школа полного рабочего дня»: включение внеурочной деятельности в систему внеклассной работы в условиях сельской школы при отсутствии специальных учреждений дополнительного образования на селе.
При этом системообразующим компонентом всех моделей является реализация «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» как нормативного документа, обосновывающего цели, задачи и ценности воспитательной работы, пронизывающей как общее так и дополнительное образование.
Духовно-нравственное воспитание не следует отождествлять с исключительно религиозным воспитанием учащихся. Любое выдающееся произведение литературы, искусства, культуры, архитектуры, скульптуры и т.п. является результатом работы человеческого духа. Именно так, с позиций мировой культуры и великих традиций нашего народа необходимо понимать суть настоящей программы. 
Академик А.М. Новиков в работе «Национальная идея России» пишет, что духовность можно попытаться определить как особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость; когда он ведет бесконечный внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни. А подобная смыслотворческая деятельность существует (и должна существовать) также и вне религиозного контекста. Поэтому мы видим, что в программе прописаны следующие основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Это: 
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 
В каждом направлении раскрывается соответствующая система базовых ценностей, которые не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.
Направления внеурочной деятельности (согласно ФГОС это: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления) призваны конкретизировать дополнительное образование по интересам учащихся, но при этом необходимо помнить, что все они составляют каркас единой воспитательной работы, служащей единой цели – воспитанию Личности. 
Таким образом, все разрабатываемые модели внеурочной деятельности и интеграции общего и дополнительного образования главной конечной целью своей работы имеют оптимизацию усилий по гармоничному воспитанию личности учащегося, исходя из его интересов и приоритетных ценностей государства и общества. 







Источник: https://docs.google.com/document/pub?id=135jybKRso6eE2P1kPc2k1YZOALHSZiCiadGEB21ZVnI
Категория: Подготовка к введению ФГОС основного общего образования | Добавил: Валентина (14.11.2011)
Просмотров: 3730 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


КРИРО © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz