ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО"Воскресенье, 19.05.2024, 16:39

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГТ и ФГОС [2]
Опыт реализации ФГОС начального общего образования. [15]
Управленческие аспекты введения ФГОС общего образования [2]
Подготовка к введению ФГОС основного общего образования [3]
Роль ИКТ в реализации деятельностной модели обучения [1]
Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования на муниципальном уровне [4]

Наш опрос
Какие условия обеспечения введения ФГОС ОО, на Ваш взгляд, являются наиболее проблемными в РК
Всего ответов: 34

Форма входа

Главная » Статьи » Опыт реализации ФГОС начального общего образования.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС НОО
Введение ФГОС НОО во всех школах Российской Федерации стало главным инновационным вызовом для системы психологического обеспечения образования. Инновационность ситуации задается императивной установкой на создание условий для воспитания и развития субъекта учебной деятельности. Содержательная характеристика субъекта представлена системой УУД, которая является психологической составляющей фундаментального ядра [9]. С позиции «психологизации» образовательного процесса  просматривается круг проблем психолого-педагогического сопровождения в школе. Не зависимо от того, имеет ли ОУ психологическую службу, учителям необходимо предпринять следующие шаги:
Научиться обнаруживать у учащегося  и удерживать в целях педагогического воздействия собственно универсальные учебные действия.
Включить деятельность психолого-педагогического сопровождения учащихся в контекст деятельности педагога с учетом концептуальных и этических требований. 
Организовать и провести объективное наблюдение и оценку успешности обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения. 
Использовать результаты наблюдений и экспертной оценки для определения психолого-педагогического статуса учащегося  с целью выработки индивидуального подхода к его обучению и развитию. 
Решение вышеуказанных проблем не требует радикальной перестройки работы школьного психолога, т.к. осуществляется в предметном поле его профессиональной деятельности. Более того, личностный аспект развития учащихся становится реальным объектом  взаимодействия не только  для психолога, но и педагога. Психологу предоставляется возможность повлиять на психологическую компетенцию всех участников образовательного процесса. В просветительской работе психолог может помочь увидеть целостную (в единстве внутренней и внешней сторон) психологическую структуру учебной  деятельности, на ее основе перевести номенклатуру УУД в функционирующую (работающую) систему, опираясь на систему УУД, с учетом возрастных нормативов,  создать портрет «хорошего ученика» класса, параллели, школы. Понятые и принятые  учителями, родителями и учениками психолого-педагогические требования и будут решением первой задачи.
При решении второй задачи необходимо учесть нормативное, научное и этическое основания деятельности школьного психолога. Деятельность психологической службы школы нормативно регламентируется Приказом Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе образования» [7; с. 32-37].  Научной основой психолого-педагогического сопровождения выступает  концептуальная модель, которая обеспечивает единство нормативных требований и научно-теоретических подходов к психологической службе. Наиболее распространенной является модель организации психологической службы «Сопровождение», разработанная М. Битяновой [1]. Модель можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба. Для этого на основе нормативных, концептуальных положений и этических требований разрабатывается и принимается Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения, которое обеспечит корректное включение в деятельность учителей действий, характерных для педагога-психолога. [3], [4], [5], [8].
Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения  ориентирует учителей в области цели, объекта, предмета, условий «психологического» взаимодействия с учащимися. Цель деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся определяется как создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступают обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Предмет психолого-педагогического сопровождения – это собственно социальные и психологические условия успешного обучения и развития. 
При осуществлении психолого-педагогического сопровождения  возникает объективная необходимость в определении 2-х важнейших  показателей, которые конституируют эту деятельность: психолого-педагогические требования (ППТ или портрет «хорошего ученика») и психолого-педагогический статус (ППС). Смысл и главная функция психолого-педагогических требований и психолого-педагогического статуса в ориентации всех участников образовательного процесса.  
Система требований к учащимся начальной ступени основана на современных (прежде всего, отечественных) научных представлениях о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе, нашедших отражение в Концепции формирования универсальных учебных действий [8]. Согласно Концепции и ФГОС наиболее определенные требования предъявляются к личностному развитию детей в виде самоопределения, учебной мотивации и смыслообразования, нравственному развитию, произвольности и коммуникативности. В соответствии с Требованиями к результатам освоения ООП портрет «хорошего», успешного ученика (например, первоклассника) должен включать такие, по сути психологические, критерии как  уровень сформированности внутренней позиции школьника (ВПШ), уровень самооценки и степень её дифференцированности, характер учебной мотивации, уровень нравственного развития, оценку произвольности учебной деятельности и поведения, уровень развития мышления и коммуникативной компетентности [3], [4], [5], [8]. Все перечисленные критерии составляют предмет профессиональной деятельности школьного психолога и достаточно давно используются в практике психологического сопровождения. Возникающая в этом случае проблема использования диагностического инструментария неспециалистами решается путем применения метода объективного наблюдения и экспертной оценки. Элементы поведения, наиболее полно характеризующие личностное свойство или состояние, могут быть подвергнуты количественной оценке несколькими наблюдателями (педагогами, родителями) с последующей качественной обработкой, что придаст оценке сформированности УУД экспертный характер.
Методическая помощь учителям в этом случае сводится к обоснованному выбору и представлению поведенческих индикаторов, указывающих на уровень сформированности того или иного универсального учебного действия. 
Законченный план объективного наблюдения будет представлять вариант хорошо известной школьным психологам  Психолого-педагогической карты (ППК). В предлагаемой  ППК, критерии, заданные ФГОС, дополнены поведенческими критериями, позволяющими по совокупности данных оценить не только уровень развития школьника как субъекта учебной деятельности, но и первично (на уровне диагностического минимума) определить статус ученика либо как благополучного, либо как имеющего проблемы в обучении и развитии. Это, прежде всего,  поведенческие показатели эмоционального благополучия, работоспособности, темпа деятельности. 
В названиях (формулировках) критериев следует отразить «высокую норму» развития того или иного действия,  не вносить формулировки параметров, отражающих низкую возрастную норму. Это делается в интересах защиты благоприятного психологического статуса ребенка. При оценке сформированности УУД в качестве заключительного суждения относительно оценённого действия желательно указать уровень или форму выполнения действия; полноту (развернутость); осознанность;  обобщенность;  критичность и освоенность [2; с. 31]. Индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося  является объективным основанием: 1) для оценки сформированности УУД; 2) для уточнения психолого-педагогического статуса учащегося; 3) для выстраивания или корректировки индивидуальной программы обучения. В исключительных случаях карта также может послужить факультативным основанием для обращения в психолого-медико-педагогический консилиум (комиссию) с целью углубленной диагностики особенностей развития ребенка.
Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения учащихся в связи с задачами формирования и оценки  УУД может решаться на основе ассимиляции этой деятельности педагогами. Конструктивность ассимиляции обеспечивается компетенциями учителя в области универсальных учебных действий, в вопросах психолого-педагогического сопровождения (Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения),  разработкой и использованием психолого-педагогических требований (портрет «хорошего ученика»), психолого-педагогического статуса (индивидуальная психолого-педагогическая карта развития субъекта деятельности).

Литература:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное. 
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие    для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.   Володарская и        др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.:  Просвещение, 2008. — 151  с. 
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.:   Просвещение, 2010 – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
Приказ от 06 Октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785) - http://standart.edu.ru 
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru    
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. - http://standart.edu.ru 
Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность службы практической психологии в системе образования. – Сыктывкар, 2003. – С. 32-37.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с.



Источник: https://docs.google.com/document/pub?id=1mImKmYhckdnDniZOEYlHfwPTnEjhGWfpufb1Us00Lw4
Категория: Опыт реализации ФГОС начального общего образования. | Добавил: Валентина (09.11.2011)
Просмотров: 10250 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


КРИРО © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz