Введение ФГОС НОО во всех школах Российской Федерации стало главным инновационным вызовом для системы психологического обеспечения образования. Инновационность ситуации задается императивной установкой на создание условий для воспитания и развития субъекта учебной деятельности. Содержательная характеристика субъекта представлена системой УУД, которая является психологической составляющей фундаментального ядра [9]. С позиции «психологизации» образовательного процесса просматривается круг проблем психолого-педагогического сопровождения в школе. Не зависимо от того, имеет ли ОУ психологическую службу, учителям необходимо предпринять следующие шаги: Научиться обнаруживать у учащегося и удерживать в целях педагогического воздействия собственно универсальные учебные действия. Включить деятельность психолого-педагогического сопровождения учащихся в контекст деятельности педагога с учетом концептуальных и этических требований. Организовать и провести объективное наблюдение и оценку успешности обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения. Использовать результаты наблюдений и экспертной оценки для определения психолого-педагогического статуса учащегося с целью выработки индивидуального подхода к его обучению и развитию. Решение вышеуказанных проблем не требует радикальной перестройки работы школьного психолога, т.к. осуществляется в предметном поле его профессиональной деятельности. Более того, личностный аспект развития учащихся становится реальным объектом взаимодействия не только для психолога, но и педагога. Психологу предоставляется возможность повлиять на психологическую компетенцию всех участников образовательного процесса. В просветительской работе психолог может помочь увидеть целостную (в единстве внутренней и внешней сторон) психологическую структуру учебной деятельности, на ее основе перевести номенклатуру УУД в функционирующую (работающую) систему, опираясь на систему УУД, с учетом возрастных нормативов, создать портрет «хорошего ученика» класса, параллели, школы. Понятые и принятые учителями, родителями и учениками психолого-педагогические требования и будут решением первой задачи. При решении второй задачи необходимо учесть нормативное, научное и этическое основания деятельности школьного психолога. Деятельность психологической службы школы нормативно регламентируется Приказом Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе образования» [7; с. 32-37]. Научной основой психолого-педагогического сопровождения выступает концептуальная модель, которая обеспечивает единство нормативных требований и научно-теоретических подходов к психологической службе. Наиболее распространенной является модель организации психологической службы «Сопровождение», разработанная М. Битяновой [1]. Модель можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба. Для этого на основе нормативных, концептуальных положений и этических требований разрабатывается и принимается Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения, которое обеспечит корректное включение в деятельность учителей действий, характерных для педагога-психолога. [3], [4], [5], [8]. Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения ориентирует учителей в области цели, объекта, предмета, условий «психологического» взаимодействия с учащимися. Цель деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся определяется как создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом психолого-педагогического сопровождения выступают обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Предмет психолого-педагогического сопровождения – это собственно социальные и психологические условия успешного обучения и развития. При осуществлении психолого-педагогического сопровождения возникает объективная необходимость в определении 2-х важнейших показателей, которые конституируют эту деятельность: психолого-педагогические требования (ППТ или портрет «хорошего ученика») и психолого-педагогический статус (ППС). Смысл и главная функция психолого-педагогических требований и психолого-педагогического статуса в ориентации всех участников образовательного процесса. Система требований к учащимся начальной ступени основана на современных (прежде всего, отечественных) научных представлениях о психологических предпосылках и условиях эффективного обучения и развития ребенка в школе, нашедших отражение в Концепции формирования универсальных учебных действий [8]. Согласно Концепции и ФГОС наиболее определенные требования предъявляются к личностному развитию детей в виде самоопределения, учебной мотивации и смыслообразования, нравственному развитию, произвольности и коммуникативности. В соответствии с Требованиями к результатам освоения ООП портрет «хорошего», успешного ученика (например, первоклассника) должен включать такие, по сути психологические, критерии как уровень сформированности внутренней позиции школьника (ВПШ), уровень самооценки и степень её дифференцированности, характер учебной мотивации, уровень нравственного развития, оценку произвольности учебной деятельности и поведения, уровень развития мышления и коммуникативной компетентности [3], [4], [5], [8]. Все перечисленные критерии составляют предмет профессиональной деятельности школьного психолога и достаточно давно используются в практике психологического сопровождения. Возникающая в этом случае проблема использования диагностического инструментария неспециалистами решается путем применения метода объективного наблюдения и экспертной оценки. Элементы поведения, наиболее полно характеризующие личностное свойство или состояние, могут быть подвергнуты количественной оценке несколькими наблюдателями (педагогами, родителями) с последующей качественной обработкой, что придаст оценке сформированности УУД экспертный характер. Методическая помощь учителям в этом случае сводится к обоснованному выбору и представлению поведенческих индикаторов, указывающих на уровень сформированности того или иного универсального учебного действия. Законченный план объективного наблюдения будет представлять вариант хорошо известной школьным психологам Психолого-педагогической карты (ППК). В предлагаемой ППК, критерии, заданные ФГОС, дополнены поведенческими критериями, позволяющими по совокупности данных оценить не только уровень развития школьника как субъекта учебной деятельности, но и первично (на уровне диагностического минимума) определить статус ученика либо как благополучного, либо как имеющего проблемы в обучении и развитии. Это, прежде всего, поведенческие показатели эмоционального благополучия, работоспособности, темпа деятельности. В названиях (формулировках) критериев следует отразить «высокую норму» развития того или иного действия, не вносить формулировки параметров, отражающих низкую возрастную норму. Это делается в интересах защиты благоприятного психологического статуса ребенка. При оценке сформированности УУД в качестве заключительного суждения относительно оценённого действия желательно указать уровень или форму выполнения действия; полноту (развернутость); осознанность; обобщенность; критичность и освоенность [2; с. 31]. Индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося является объективным основанием: 1) для оценки сформированности УУД; 2) для уточнения психолого-педагогического статуса учащегося; 3) для выстраивания или корректировки индивидуальной программы обучения. В исключительных случаях карта также может послужить факультативным основанием для обращения в психолого-медико-педагогический консилиум (комиссию) с целью углубленной диагностики особенностей развития ребенка. Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения учащихся в связи с задачами формирования и оценки УУД может решаться на основе ассимиляции этой деятельности педагогами. Конструктивность ассимиляции обеспечивается компетенциями учителя в области универсальных учебных действий, в вопросах психолого-педагогического сопровождения (Положение о деятельности психолого-педагогического сопровождения), разработкой и использованием психолого-педагогических требований (портрет «хорошего ученика»), психолого-педагогического статуса (индивидуальная психолого-педагогическая карта развития субъекта деятельности).
Литература: Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – 120 с. – (Стандарты второго поколения). Приказ от 06 Октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785) - http://standart.edu.ru Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. - http://standart.edu.ru Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность службы практической психологии в системе образования. – Сыктывкар, 2003. – С. 32-37. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с.
Источник: https://docs.google.com/document/pub?id=1mImKmYhckdnDniZOEYlHfwPTnEjhGWfpufb1Us00Lw4 |