ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО"Воскресенье, 19.05.2024, 16:39

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГТ и ФГОС [2]
Опыт реализации ФГОС начального общего образования. [15]
Управленческие аспекты введения ФГОС общего образования [2]
Подготовка к введению ФГОС основного общего образования [3]
Роль ИКТ в реализации деятельностной модели обучения [1]
Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования на муниципальном уровне [4]

Наш опрос
Какие условия обеспечения введения ФГОС ОО, на Ваш взгляд, являются наиболее проблемными в РК
Всего ответов: 34

Форма входа

Главная » Статьи » Опыт реализации ФГОС начального общего образования.

Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики» при взаимодействии с семьёй.
Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики» при взаимодействии с семьёй. (Попова В. Ц.- тьютор ЦП и ДНВ).

          Для многих педагогов  проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны между собой, так как данные процессы направлены на человека как единое целое, на его личность. На практике разделить сферы влияния на развитие человека практически не возможно, как провести четкую линию между эмоциями, волей, характером и его мотивацией, ценностной ориентацией и интеллектом личности.     
     Ещё Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». 
        Очевидно, что начинать всестороннее развитие личности ребёнка надо как можно 
раньше, ведь социально значимый характер, творчество нужно развивать ещё в дошкольном возрасте. Для многих это может звучать идеалистично, но именно  формирование идеалов,  утверждение нравственных норм и ценностей в мировоззрении личности является тем социальным результатом, который необходим сегодня обществу.               На сегодняшний день, введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» является  возможностью для многих граждан России задуматься над своим пониманием культуры. 
         Задачей  современного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» является  формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,  приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
    Методическое пособие для учителей ориентирует педагогов на решение новых задач. А именно: «Целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающая в себя систему поликультурных знаний и умений, которые реализуют себя в способности выстраивать позитивные взаимодействия с представителями различных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителя». 
      Цель нового курса - духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российс кой духовной традиции.
Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском - морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа. Поэтому основными задачами курса являются:
• приобщение младших подростков к традиционным морально-нравствен ным идеалам, ценностям, моральным нормам;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
• формирование начальных пред ставлений о российской духовной тра диции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, осо бенного и уникального в каждой из тра диционных религий и этике, основан ное на отечественных культурных тра дициях;
• формирование представлений о традиционных религиях в России, их ис тории, современном состоянии, значе нии для жизни человека, общества, наро да, России;
• укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преем ственности между ступенями начального и основного общего образования;
• смягчение негативных послед ствий кризиса младшего подросткового возраста.
Основная педагогическая задача — сфор мировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, позна комить обучающихся с примерами лю дей, следующих в своей жизни нрав ственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек» (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009, № 9, СС. 15-21).
    Предметными результатами  курса является понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества в целом.
     Исторически, школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения и восполнения к тому, что давалось семьею и Церковью. Она учила элементарной грамотности, открывая человеку богатство мира книг, всего, что сохранилось и передано от предыдущих поколений. Она учила умению ясно и отчетливо формулировать мысль и думать. 
       Сегодня в новых образовательных стандартах  прописаны цель и задачи образования, определён воспитательный идеал, но общество не полностью  принимает ценность и важность религиозного компонента в урочной и внеурочной деятельности, хотя в нашей повседневной жизни можно часто наблюдать факты отклонения поведения  детей от морально-нравственных принципов.
 Новые образовательные стандарты предполагают, что новым  результатом педагогического деятельности будет личностное развитие детей. А для этого необходима целая система работы по достижению этого результата. В связи с этим введение  курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это попытка России ответить на  серьезные вызовы современности. 
Если мы хотим сохранить свое национальное и культурное своеобразие, надо найти способ донести это своеобразие до наших детей. 
В начале 90-х годов сменились приоритеты школы - была поставлена задача подготовки ребенка к жизни в современном мире. Ребенок должен выйти из школы: 
- со знанием компьютера; 
- со знанием иностранного языка;
- с умением толерантно (уважительно) относиться к другим культурам. 
   Конечно, это очень хорошие умения. Но в первую очередь необходимо, уважать, понимать и знать свою культуру. Как-то странно воспитывать уважение к чужим святыням, не воспитав того же чувства по отношению к своим. 
   Именно Россия дает уникальный опыт сотрудничества христиан и мусульман. Именно этот наш опыт интересен сегодня европейским политикам. И по мнению политиков именно он сейчас ставится под угрозу.  Тогда как с исламом у общества проблемы есть. Поэтому очень важно, чтобы в восприятии детей, которые пройдут через этот курс, слово «ислам» соответствовало своему изначальному и высокому значению - «мир».
 И  сегодня стоят ещё несколько новых задач  системы образования в условиях внедрения ФГОС:
1) Показать красоту и многообразие  человеческой жизни; 
2) Способствовать приобщению детей к культуре народов России;  
3) Способствовать воспитанию ценностного отношения к семье,  малой Родине;
     Авторами «Концепции  духовно-нравственного развития гражданина России» академиками РАО – А. Я. Данилюком (он автор 1-го и 30-го уроков во всех шести учебниках), В. А. Тишковым (он автор книги для учителя), и, А. М. Кондаковым определено:
«Средняя школа, ориентированная на передачу системных научных знаний, пока не уделяет должно го внимания вопросам формирования мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся.» При сохранении такого положения в последующие годы обуче ния у учащихся вырабатывается устойчи вое неприятие, утилитарное отношение к образованию (только ради аттестата и диплома), к труду и творчеству (только ради денег), к жизни (только ради удо вольствия)».
   Одна из приоритетных задач нового Предме та - формирование у младшего подрост ка основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых из мерениях, установок и ценностей, обес печивающих осознанный нравственный выбор.      Традиционные ценности, присва иваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла.
   Основное содержание Предмета со ставляют нравственные идеалы, вопло щенные в образах наших соотечествен ников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, со циально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и пос ледующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ се приме нения личностью в определенных жиз ненных условиях. Мало сказать: будь доб рым. Надо показать пример доброго по ведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающим ся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологи ческих основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, ко торые разделяли и к которым стреми лись наши предки. 
    Одной из задач   курса является формирование у  детей навыка нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее ответить - к добру или ко злу то или иное его стремление.
    В этом смысле задача курса – это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан. 
     Весь  курс, состоящий из шести модулей является морально-экуменическим. Это означает, что нравственные ценности, которые доносятся им до ребенка, одинаковы: почитание старших, забота о слабых или о младших, бережное отношение к природе, любовь к отечеству и т.п. Это общие семейные ценности. 
Опыт показывает, что донести эти ценности до ума и сердца всех детей одним языком и одним путем невозможно. Этико-религиозные традиции различны, а светская этика не всех убеждает творить добро по причине нехватки у нее аргументов: «Дети, надо творить добро! - А почему надо? – Потому что надо!».
  Что ж, раз аргументы светской этики не для всех убедительны, пусть к детям обратятся разные культуры с разным подбором образов и аргументов.
   В химически чистом атеистическом виде нравственные нормы мало убедительны и доходчивы. В живой народной культуре нравственные размышления и советы растворены в том числе и в религиозных сюжетах. Примеры и слова святых. Слова мудрецов и бабушкины сказки. Истории и легенды. Все это вместе создает целостную картину мира, усваивая которую, ребенок вместе с ней получает и представления о добре и зле, равно как и мотивы к тому, чтобы их различать.
Разработчиком курса «Основы православной культуры» издательства «Просвещение» является дьякон Андрей Кураев. По его мнению, сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Сциентизм - это вера в науку. Это вера в то, что язык естествознания и математики является единственным достойным языком, с помощью которого человек может познавать мир и самого себя. Сциентизм - это идеологическая установка, которую осуждала даже советская марксистско-ленинская философия.  Но сциентизм и наука - не одно и тоже. Сциентизм - это частный случай европоцентризма, т.е представления о том, что единственный «нормальный» путь развития - это путь развития Западной Европы, а единственно «нормальная культура» - это культура новоевропейских университетов. И хотя сами европейские университеты давно уже отказались от европоцентризма и сциентизма, наша школа оказалась  в этом плане консервативна. Она по - прежнему верна заветам 19 века. 
   Появление нового курса означает, что плюрализм, который приветствуется либеральной идеологией во всех областях, войдет и в школу.  Через данный проект в нашу школу входят азы демократии. Теперь каждая семья получает право сделать заказ школе: пусть обычная школа продолжит работу с моим ребёнком на основании тех ценностей, которые дороги именно для меня. 
       Да, воспитание-это, прежде всего, дело семьи. Но семья имеет право попросить школу ей помочь. Законы математики одинаковы для всех людей. Но убеждения и пути воспитания у людей разнятся. Поэтому школа должна гибко реагировать на различные просьбы. 
    Вот поэтому и есть шесть модулей. Поэтому принципиально важно соблюсти право родителей на свободный и осознанный выбор того или другого модуля.
Есть дивные строки Андрея Вознесенского: «Выращивать каждого, а не поле; разглядывать каждого, а не луг!». Судьба одного ребенка стоит того, чтобы даже ради него одного вести отдельные занятия.
   По мнению, дьякона А. Кураева, целью проводимого в регионах страны эксперимента очень локальна и конкретна - доказать, что мы  взрослая гражданская нация, способная воспринимать своё религиозно-этническое разнообразие не как проблему, а как богатство. 
   Соответственно, успех или неуспех эксперимента определяется тем, умножил он количество этнических конфликтов в наших городах и селах или уменьшил. Единственный критерий успешности труда педагога-это не умножение числа юных прихожан в храме или мечети, а отсутствие жалоб. Оцениваться будет одно: смогли ли вы быть корректными в изложении материала. 
Какие же могут быть риски у педагогов, связанные с  преподаванием новой дисциплины? 
-Итак, первое табу: нельзя критиковать чужую святыню 
-Для педагога важно  преподнести каждый урок интересно. 
 -Культурологический подход в преподавании предмета предполагает следующее: нельзя призывать детей к религиозной практике. Это требование идет вразрез с той аксиомой педагогики, которая считает, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в новом курсе знания о религии нельзя призывать превратить в религиозные действия. 
  Императивы могут быть только двух видов – обучающие и нравственные. Можно признать детей - «подумайте!». Можно призвать детей – «спешите делать добро!». Но призвать детей – «помолитесь, попоститесь!», - нельзя. 
  Родители будут делать свой выбор самостоятельно. Важно согласовать с родителями приоритеты в преподавании предмета. Для этого нужно понимать, что само слово культура - это человеческое в человек. А корни культуры -  это мировоззрение человека, его убеждения, его предельные страхи и предельные убеждения, исток его мотивации. Вот что такое «основы культуры»! 
Термин «светский» означает всего лишь неуправляемый церковью и не финансируемый ею. Например, Федор Михайлович Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьев – это светские люди.  И в то же время это творцы русской православной культуры.
 Если когда-нибудь дети задумаются над тем, кто они такие и в чем смысл их жизни, пусть через воспоминание об уроках к ним вернется ощущение чего-то доброго и светлого. Пусть по итогам курса ребенок воспринимает мир традиционной религии как часть родного пейзажа. Не экзотику, а часть родного доброго мира, к которому потом, в минуту отчаяния, можно обратиться и вернуться. Это сверхзадача курса. Но эта сверхзадача должна быть достигаема без призывов и в целостной системе работы по духовно-нравственному воспитанию.  Легко сказать: «Любите Родину - мать вашу!». Но научить любить Россию в непогоду гораздо тяжелее. 
 


Источник: https://docs.google.com/document/pub?id=1B5BZ80Mb8XJrKrpiIgigNU1O9k7Kpa9bD53x2yl3spg
Категория: Опыт реализации ФГОС начального общего образования. | Добавил: Валентина (15.11.2011)
Просмотров: 3162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


КРИРО © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz